Особенности работ по вывозу отвалов грунта и строительного мусора

Особенности работ по вывозу отвалов грунта и строительного мусора

Скопление большого количества грунта в процессе подготовки строительной площадки и рытья котлована создает массу сложностей, поскольку только относительно небольшая его часть пригодна для дальнейшего использования. Некоторое количество отвала может быть направлено на боковую отсыпку сооружения и компенсацию перепадов высот, но такая возможность ограничена рядом факторов.

Как правило до 80 % всего выбранного или перемещенного грунта не может быть использовано по разным причинам:

  • отсутствует потребность в таких объемах;
  • грунт не соответствует критериям для использования в качестве насыпного материала при формировании насыпей, настиле дренажей, отсыпки боковин;
  • для дальнейших работ запланирована закупка песка, щебня и гравия;
  • извлекаемый или собираемый при планировании грунт загрязнен, насыщен обломками и остатками растительности, не соответствует требованиям безопасности.

Жесткие требования и законодательство не позволяют строительным компаниям самостоятельно заниматься удалением со строительных площадок отходов, к которым относится большая часть извлеченного и собранного грунта. Кроме того, цена вывоза грунта для последующей утилизации в разы меньше тех затрат, которые потребуются для организации этих мероприятий своими силами.

Знакомая многим практика нелегального вывоза строительных отходов все меньше оправдывает себя - при обнаружении такой свалки отследить транспорт и применить штрафные санкции не составляет труда, а последствия могут оказаться крайне серьезными, вплоть до уголовной ответственности, если отходы и грунт будут признаны даже умеренно опасными. Для этого достаточно загрязнения небольшими количествами нефтепродуктов, наличия фрагментов металлической арматуры, бетонных и железобетонных обломков.

Основные требования к организации вывоза грунта

Для быстрого освобождения строительной площадки от отвалов, извлеченных из котлована и собранных в процессе планирования, необходимо организовать удаление грунта с вывозом на специальные полигоны. Особенность этой задачи состоит в том, что выполнять ее могут только фирмы, имеющие соответствующие лицензии и оплачивающие услуги полигонов и перерабатывающих предприятий.

Для решения этой задачи необходимо найти исполнителя, способного выполнить все этапы работы:

  • оценить объемы вывоза и утилизации грунта, сделать предварительные расчеты стоимости и составить план работ с учетом погрузочно-разгрузочных и транспортных операций;
  • предложить оптимальный набор техники для сбора, погрузки и транспортировки грунта на полигоны;
  • выполнить задание в установленные договором сроки;
  • предоставить отчет о выполнении, который подрядчик сможет приложить к документации, как этого требует законодательство.

Одна из самых серьезных проблем при работе с отходами строительства и грунтами - это определение класса опасности, от которого зависит процедура вывоза и стоимость всего комплекса работ.

Класс опасности отходов и грунтов

Существующая классификация и стандарты требуют, чтобы все отходы были отнесены к одной из категорий, классов опасности, по которым определяется порядок и метод утилизации, возможность хранения на полигоне или использования грунта для переработки. Нарушение этих норм чревато серьезными штрафами, а степень опасности существенно повышается при наличии даже незначительных концентраций посторонних или активных веществ.

Определение класса опасности грунта и строительных отходов происходит сначала визуально, а после подтверждается лабораторным анализом на наличие посторонних примесей и определенных веществ. Задача специалиста - определить потенциальную опасность отвала и правильно отсортировать его фракции, чтобы стоимость всего комплекса работ оказалась оптимальной для заказчика.

Организация вывоза строительного мусора и грунта по этапам

После определения класса опасности и методов утилизации разрабатываются маршруты перемещения и делается расчет количества транспорта. Одновременно устанавливается объем погрузки отходов, чтобы на основании этих данных рассчитать потребность в спецтехнике - экскаваторах, погрузчиках, бульдозерах.

Результат расчетов - определение затрат на выполнение задания, на основании которого и выставляется цена, устраивающая подрядчика. При этом можно разработать схему взаимодействия позволяющую организовать работы единым массивом или разбить их на этапы по мере накопления грунта, создать график регулярных рейсов транспорта на полигоны.

В большинстве случаев одновременно с удалением отвалов и скоплений грунта производится вывоз и утилизация строительного мусора - это сходные по профилю задачи, которые можно организационно и технологически объединить для оптимизации затрат.