Классификация судов

Морские суда являются незаменимыми транспортными средствами для перевозки различных грузов, будь то нефть, лесоматериалы, оборудование, сыпучие вещества. Для транспортировки каждого из типов перемещаемых грузов необходимы соответствующие виды судов, которые классифицируются исходя из таких характерных признаков, как тип двигателя и движителя, район плавания и, конечно, назначение самого судна.

Основная классификация

Исходя из рода выполняемой службы, грузовые суда можно разделить на несколько основных категорий. Все суда гражданского типа делятся на группы, они могут быть:

  • транспортниками;
  • промысловыми;
  • служебными и вспомогательными;
  • судами техфлота.

Основа как речного, так и морского флота – транспортные суда, при помощи которых осуществляется перевозка людей (пассажиров) и всевозможных грузов. Исходя из разновидностей, они могут быть:

  • грузовыми;
  • пассажирскими;
  • грузопассажирскими;
  • специальными.

Грузовые суда – это плавучие сооружения, обладающие высокотехнологичными характеристиками, которые способны на собственном ходу транспортировать товары, материалы и различные грузы из порта в порт.

СПРАВКА! Судно, которое классифицируют как грузовое, не должно относиться к пассажирскому типу. Хотя пассажирские суда и могут перевозить товары и некие грузы, но созданными специально для этих целей они не являются, а потому в группу грузовых не входят.

Классификация грузовых судов

Разделение на группы зависит от типа перевозимого судном груза, на основании которых они классифицируются:

  • сухогрузами;
  • наливными судами;
  • комбинированного типа.

Внутри каждой группы также существует градация на виды на основании регулярности маршрутов:

  • карголайнеры: курсирование согласно точному расписанию по одному или нескольким маршрутам;
  • трампы: расписание отсутствует, транспортировка грузов осуществляется по мере поступления заказов.

Наиболее распространенным типом судов считаются сухогрузные. К наливным относят танкеры, газовозы и химовозы, то есть суда, которые перевозят наливной груз: нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, токсические вещества в жидком и расплавленном состоянии.

Комбинированные – суда, которые объединяют в себе возможности сухогрузов и наливных танкеров, то есть их конструкция позволяет транспортировать как сыпучий груз, так и жидкий. Например, нефтерудовоз – судно, которое одинаково может транспортировать как руду (сухой груз), так и нефтепродукты (жидкий).

Категории сухогрузов

Три четверти всего грузового морского транспорта составляют именно сухогрузные суда. Исходя из особенностей транспортировки и вида груза, транспортные средства этого типа подразделяют на такие категории:

  • универсальные сухогрузные суда;
  • балкеры;
  • суда специализированного назначения.

ПРИМЕР! Примеры специализированных сухогрузовых судов – это рефрижераторы, лесовозы и прочие.

 

Универсальные сухогрузы

Самая большая группа из всех типов сухогрузных судов. Обычно транспортное средство этого вида обладает двумя пагубами, а океанские даже тремя. Такие суда приспособлены для транспортировки упакованных грузов, это могут быть:

  • бочки;
  • тюки;
  • ящики;
  • машины, некоторые конструкции и грузы в сложенном виде.

Для последних предусмотрено специальное место. Подобные суда оснащены специальным подъемным оборудованием, которое облегчает и упрощает работу с грузом, каким бы ни был его вес. Отдельные палубы позволяют распределять не совместимые друг с другом по свойствам грузы на судах.

Балкеры

Этот тип судов перевозит не упакованные грузы, то есть насыпью или навалом. Причем разгружаться они могут как при помощи механизмов в порту, так и самостоятельно. Но большинству судов этого типа необходимы портовые сооружения и механизмы для разгрузки привезенных товаров.

СПРАВКА! Чтобы облегчить и автоматизировать процессы упаковки насыпных грузов до того, как судно прибывает в порт и начинает разгрузку, на некоторые современные виды транспортных балкеров стали устанавливать упаковочные линии. Это значительно упрощает и ускоряет процесс дальнейшей выгрузки грузов.

Все они различаются по конструктивным особенностям. Существует балкеры, на которых:

  • имеется оборудование для разгрузки на борту (краны, ленты конвейера);
  • бортовое разгрузочное оборудование отсутствует;
  • на борту присутствует упаковочное оборудование.

На последнем типе может перевозиться, например, сахар-песок насыпью, но выгружаться он по прибытию в порт будет уже упакованным. Балкеры могут быть универсальными и специализированными. На первых может быть перевезен любой груз, тогда как вторые приспособлены для транспортировки угля, зерна, руды, цемента.

Специализированные сухогрузы

Они приспособлены для того, чтобы перевозить определенные типы грузов, и оборудованы таким образом, чтобы оптимально подходить под требуемые условия для транспортируемых продуктов, например:

  • для лесовозов выбирают суда с одной палубой и низким надводным бортом;
  • для рефрижераторов — маленькие суда с небольшими люками и трюмами, в них перевозят быстро портящиеся продукты.

Сюда же входят контейнеровозы, которые транспортируют крупногабаритный груз в контейнерах со стандартными параметрами габариты – вес. Также существуют суда, на которых перевозится лихтер (несамоходная плавучая баржа), их называют лихтеровозами.

Наиболее известный всем вид специализированных судов – это паромы, они транспортируют транспорт вместе с пассажирами и самим грузом как по морю, так и по проливам. Железнодорожные паромы перевозят поезда, а паромы смешанного типа могут транспортировать любую наземную автотехнику и прочий транспорт.

Транспортировку любого типа грузов по воде следует доверять надежным перевозчикам, обладающим достаточными знаниями, опытом, необходимым водным транспортом и квалифицированными специалистами. Компания ООО «Флот Неруд» осуществляет поставки нерудных стройматериалов как наземным, так и водным транспортом, в частности сухогрузными судами.